|
КРЕЩЕНИЕ РУСИ СВ. КНЯЗЕМ
ВЛАДИМИРОМ
Св. вел. кн. Владимир был воспитан
кн. Ольгой, которая подготовила его в принятию христианства, но он
оставался в первые годы своего княжения язычником. В Киеве и во всех
городах стояли идолы, которым приносили жертвы, но храмы
существовали тоже во многих местах, и богослужения совершались
свободно.
Летопись упоминает только об одном
случае преследования христиан, когда толпа в Киеве в 983 г. убила
двух варягов, отца и сына по имени Феодора и Иоанна, после того, как
отец отказался дать сына язычникам для принесения его в жертву
идолам (память 12 июля).
По летописному рассказу, в 986 году
к кн. Владимиру прибыли в Киев магометане, иудеи и христиане из Рима
и Византии и убеждали принять каждый свою веру. Кн. Владимир
выслушал их всех, но не принял никакого решения. В следующем году
он, по совету своих приближенных, послал послов в разные страны,
чтобы познакомиться с различными религиями.
Послы вернулись и сообщили князю,
что больше всего на них произвело впечатление богослужение в соборе
святой Софии в Константинополе. Они не знали даже "на земле ли они
или на небе". Тогда кн. Владимир решил принять христианство из
Византии.
Согласно историческим данным,
крещение кн. Владимира и киевлян произошло так: кн. Владимир желал,
чтобы его государство приобщилось к культуре и вошло в семью
цивилизованных народов. Поэтому он поддерживал отношения с тремя
христианскими центрами того времени: Константинополем, Римом и
Охридой, но старался сохранить для своей страны полную
независимость, как государственную, так и церковную.
15 августа 987 года в Византийской
Империи началось восстание Барды Фоки, и императоры Константин и
Василий обратились к князю Владимиру за помощью. Тот поставил
условием посылки войска - брак на Анне, сестре императоров.
Последние согласились под условием принятия князем Владимиром
христианства. В течение осени и зимы шли переговоры, но принцесса
Анна так и не приехала в Киев.
Князь Владимир, со своей стороны,
исполнил условие и крестился весной 988 года и крестил все население
Киева. В начале лета он с отборным войском в 6.000 воинов нанес
Варде Фоке поражение у Хризополиса, напротив Константинополя, но
спасенные им императоры медлили с исполнением своего обещания. Тем
временем Барда Фока вновь собрал войска и поднял восстание. Кн.
Владимир снова пришел на помощь Византии и разбил окончательно Варду
у Абидоса 13 Апреля 989 года.
Но и на этот раз императоры,
освобожденные от опасности, не пожелали исполнить ни обещания о
посылке принцессы Анны, ни даровать Киевской державе
самостоятельную, как в Болгарин, иерархию. Тогда кн. Владимир на
обратном пути в Киев осадил богатый торговый греческий город
Херсонес в Крыму и после долгой осады взял его в начале 990 года.
Византийские императоры, для которых
потеря Херсонеса имела большое значение, решились, наконец, на
исполнение условий. В Херсонес (Корсунь) прибыла царевна Анна в
сопровождении нескольких епископов и многочисленного духовенства.
Вслед за этим кн. Владимир с царевной Анной и ее свитой вернулся в
Киев. Такая последовательность событий подтверждается и монахом
Иаковом в его "Похвале князю Владимиру", написанной в конце XI
века.
Согласно рассказу летописи, великий
князь Владимир крестился не в Киеве, а в Корсуни, причем незадолго
перед тем потерял зрение и был чудесно исцелен после таинства
крещения. Киевлянам он приказал собраться на берегу Днепра, где
киевское духовенство крестило их в его присутствии. Все идолы были
уничтожены, а идола Перуна привязали к хвосту лошади и потопили в
реке. Во время походов кн. Владимира против Варды Фоки, Киевское
государство вошло в общение с русскими, находившимися в Тмутаракани,
и Тмутараканская Русь была включена в состав державы Владимира
Святого. Отсюда проникло во время княжения сына Владимира,
Мстислава, византийское влияние в Чернигов, а затем на север России,
в Ростов и Муром.
|
|