|
МОНАШЕСТВО В ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРЕП.
ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
Начало монашества на Руси восходит к
концу X века. Первым, на берегу Днепра, поселился священник
Илларион. который выкопал там себе пещеру. После его избрания в
митрополиты, его пещеру занял монах Антоний, вернувшийся с Афона.
По-видимому, вокруг Киева жило уже в это время не мало отшельников,
так как преп. Антоний обошел "много монастырей" (вероятно, небольших
групп монахов), но решил поселиться отдельно. Вокруг него стали
вскоре селиться другие монахи в пещерах. Первым пришел Никон, вторым
Феодосии и вскоре было положено основание организованному
монастырю.
Преподобный Антоний был родом из
Дюбеча в Черниговской области. Еще юношей он решил посвятить себя
отшельнической жизни. Он поехал на св. гору Афон и там подвизался
под руководством старца Феоктиста, который, после долгого искуса,
послал его на Русь. Преп. Антоний остался на всю жизнь
"пустынножителем", не признавшим общежительной жизни монахов и их
общения с миром. Когда вокруг него собралась группа монахов, он
отказался стать их игуменом и оставался до конца жизни только
примером подвижничества и благочестия, не принимая участия в
устроении монастыря. Он прославился даром исцеления. Скончался преп.
Антоний в 1073 году (память 10 июля).
Основателем Киево-Печерской Лавры и
прообразом для русских монахов явился преп. Феодосии. Он родился
около Киева, но родители вскоре переселились в Курск. С детских лет
Феодосии любил ходить в церковь, читал Священное Писание и вел
аскетическую жизнь. Он научился чтению и письму и по кончине отца
хотел пойти в монастырь, но мать, страстно его любившая, не хотела
его отпустить, и ему пришлось претерпеть от нее много гонений.
Узнав, что литургии, в городе, где он жил, не могут часто
совершаться из-за недостатка просфор, Феодосии стал печь просфоры.
Его мать не хотела этого допустить, так как считала эту работу для
него унизительной. Когда же он отправился в соседний город и стал
там помогать местному священнику печь просфоры, она вернула его
насильно домой и запретила ему это делать. 24 лет он покинул свой
дом и постригся в Киево-Печерской Обители, где подвизался много лет,
изумляя всех иноков своими подвигами молитвы и поста. В 1057 году он
был избран игуменом монастыря и до самой своей кончины управлял им с
великой мудростью и усердием. Преподобный не оставил своих подвигов,
исполнял самые черные работы за других, ел только сухой хлеб и
зелень, проводил ночи в молитве.
Св. Феодосий не любил собирать
запасов, но всегда, когда была нужда, в монастырь чудесным образом
доставлялись хлеб или другая пища. Преп. Феодосии обличал сильных и
защищал невинно пострадавших и слабых. Он построил для них при
монастыре особый двор. Каждый находил в Киево-Печерской обители
даром кров и пищу. К преп. Феодосию приходили за советом и князья, и
бояре, и простые люди.
Православный русский народ считал
его еще при жизни святым. Житие его было составлено преп. Нестором.
В 1091 году мощи его были обретены нетленными, а через 34 года после
его кончины Церковь причислила его к лику святых (память 3 мая).
Киево-Печерский монастырь с самых,
первых лет своего существования явился не только центром монашеских
подвигов, но я распространителем церковной культуры. Его значение
для жизни Киевской Руси было велико. Почти все епископы в XI и ХII
веках были сперва иноками Печерского монастыря. В его стенах
переписывались книги и велась запись событий. Инок Нестор, ученик
пpеп. Феодосия, составил летописное сказание (хронологическое
изложение) о "событиях до 1111 года, почему и называется Нестором
"летописцем". Он же написал житие свв. князей Бориса и Глеба и жития
отдельных печерских подвижников (память его 27 октября).
Многие монахи Киево-Печерской Лавры
занимались иконописанием. Из них наиболее известен преп. Алипий,
ученик греческих мастеров, приехавших ив Царьграда расписывать
соборную церковь, оставшихся потом в Киеве и погребенных в пещерах
монастыря. Ему, по преданию, в иконописи помогал ангел, который
ночью дописывал его иконы (память 17 августа).
Подвиги и жития преподобных описаны
в "Киево-Печероком Патерике", который начал составляться преп.
Никоном. Продолжили эту работу епископ ростовский Симон и инок
Поликарп, написавший 11 житий. Патерик все время пополнялся новыми
жизнеописаниями подвижников и был одной из самых распространенных
книг в древней Руси. Наиболее любимыми были жития: преп. Пимена,
прозорливца и целителя (пам. 27 октября), преп. Прохора –
чудотворца, который питался одной травой лебедой и который во время
голода кормил чудесным образом окрестных жителей (пам. 10 февраля),
Иоанна Многострадального (память 18 июля), Дамиана, Матвея и Иеремии
прозорливцев (пам. 5 октября).
Высокий пример служения духовным
нуждам народа показал инок Киево-Печерского монастыря Ефрем, по
происхождению венгр. Желая соединить с подвигом иночества подвиг
милосердия, странноприимства и миссионерства, он построил
странноприимный дом в городе Торжке на торговой площади, где
собирались приезжие - христиане и язычники. Он им проповедовал Слово
Божие и обратил много язычников ко Христу. Последние годы он провел
в подвигах в основанном им Борисо-Глебском монастыре. Скончался св.
Ефрем в 1053 году (память 28 января).
Из двух духовных путей, сурового
афонского аскетизма преп. Антония, отрицавшего всякое общение с
миром, и строгого, но любвеобильного и обращенного к миру пути преп.
Феодосия, русский народ выбрал второй. Он стал потом путем
большинства русских иноков и получил окончательное утверждение в
житии и трудах преп. Сергия, духовного воспитателя русского народа.
|
|