Главная

 
 

 

 

МОНАШЕСТВО В ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРЕП. ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Начало монашества на Руси восходит к концу X века. Первым, на берегу Днепра, поселился священник Илларион. который выкопал там себе пещеру. После его избрания в митрополиты, его пещеру занял монах Антоний, вернувшийся с Афона. По-видимому, вокруг Киева жило уже в это время не мало отшельников, так как преп. Антоний обошел "много монастырей" (вероятно, небольших групп монахов), но решил поселиться отдельно. Вокруг него стали вскоре селиться другие монахи в пещерах. Первым пришел Никон, вторым Феодосии и вскоре было положено основание организованному монастырю. 

Преподобный Антоний был родом из Дюбеча в Черниговской области. Еще юношей он решил посвятить себя отшельнической жизни. Он поехал на св. гору Афон и там подвизался под руководством старца Феоктиста, который, после долгого искуса, послал его на Русь. Преп. Антоний остался на всю жизнь "пустынножителем", не признавшим общежительной жизни монахов и их общения с миром. Когда вокруг него собралась группа монахов, он отказался стать их игуменом и оставался до конца жизни только примером подвижничества и благочестия, не принимая участия в устроении монастыря. Он прославился даром исцеления. Скончался преп. Антоний в 1073 году (память 10 июля).

Основателем Киево-Печерской Лавры и прообразом для русских монахов явился преп. Феодосии. Он родился около Киева, но родители вскоре переселились в Курск. С детских лет Феодосии любил ходить в церковь, читал Священное Писание и вел аскетическую жизнь. Он научился чтению и письму и по кончине отца хотел пойти в монастырь, но мать, страстно его любившая, не хотела его отпустить, и ему пришлось претерпеть от нее много гонений. Узнав, что литургии, в городе, где он жил, не могут часто совершаться из-за недостатка просфор, Феодосии стал печь просфоры. Его мать не хотела этого допустить, так как считала эту работу для него унизительной. Когда же он отправился в соседний город и стал там помогать местному священнику печь просфоры, она вернула его насильно домой и запретила ему это делать. 24 лет он покинул свой дом и постригся в Киево-Печерской Обители, где подвизался много лет, изумляя всех иноков своими подвигами молитвы и поста. В 1057 году он был избран игуменом монастыря и до самой своей кончины управлял им с великой мудростью и усердием. Преподобный не оставил своих подвигов, исполнял самые черные работы за других, ел только сухой хлеб и зелень, проводил ночи в молитве. 

Св. Феодосий не любил собирать запасов, но всегда, когда была нужда, в монастырь чудесным образом доставлялись хлеб или другая пища. Преп. Феодосии обличал сильных и защищал невинно пострадавших и слабых. Он построил для них при монастыре особый двор. Каждый находил в Киево-Печерской обители даром кров и пищу. К преп. Феодосию приходили за советом и князья, и бояре, и простые люди. 

Православный русский народ считал его еще при жизни святым. Житие его было составлено преп. Нестором. В 1091 году мощи его были обретены нетленными, а через 34 года после его кончины Церковь причислила его к лику святых (память 3 мая). 

Киево-Печерский монастырь с самых, первых лет своего существования явился не только центром монашеских подвигов, но я распространителем церковной культуры. Его значение для жизни Киевской Руси было велико. Почти все епископы в XI и ХII веках были сперва иноками Печерского монастыря. В его стенах переписывались книги и велась запись событий. Инок Нестор, ученик пpеп. Феодосия, составил летописное сказание (хронологическое изложение) о "событиях до 1111 года, почему и называется Нестором "летописцем". Он же написал житие свв. князей Бориса и Глеба и жития отдельных печерских подвижников (память его 27 октября). 

Многие монахи Киево-Печерской Лавры занимались иконописанием. Из них наиболее известен преп. Алипий, ученик греческих мастеров, приехавших ив Царьграда расписывать соборную церковь, оставшихся потом в Киеве и погребенных в пещерах монастыря. Ему, по преданию, в иконописи помогал ангел, который ночью дописывал его иконы (память 17 августа). 

Подвиги и жития преподобных описаны в "Киево-Печероком Патерике", который начал составляться преп. Никоном. Продолжили эту работу епископ ростовский Симон и инок Поликарп, написавший 11 житий. Патерик все время пополнялся новыми жизнеописаниями подвижников и был одной из самых распространенных книг в древней Руси. Наиболее любимыми были жития: преп. Пимена, прозорливца и целителя (пам. 27 октября), преп. Прохора – чудотворца, который питался одной травой лебедой и который во время голода кормил чудесным образом окрестных жителей (пам. 10 февраля), Иоанна Многострадального (память 18 июля), Дамиана, Матвея и Иеремии прозорливцев (пам. 5 октября). 

Высокий пример служения духовным нуждам народа показал инок Киево-Печерского монастыря Ефрем, по происхождению венгр. Желая соединить с подвигом иночества подвиг милосердия, странноприимства и миссионерства, он построил странноприимный дом в городе Торжке на торговой площади, где собирались приезжие - христиане и язычники. Он им проповедовал Слово Божие и обратил много язычников ко Христу. Последние годы он провел в подвигах в основанном им Борисо-Глебском монастыре. Скончался св. Ефрем в 1053 году (память 28 января). 

Из двух духовных путей, сурового афонского аскетизма преп. Антония, отрицавшего всякое общение с миром, и строгого, но любвеобильного и обращенного к миру пути преп. Феодосия, русский народ выбрал второй. Он стал потом путем большинства русских иноков и получил окончательное утверждение в житии и трудах преп. Сергия, духовного воспитателя русского народа. 

 

 

Страхование автомобилей
Бухгалтерский учет в Москве

e-mail: mospolis@mail.ru

 
Hosted by uCoz