|
ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В
ДРЕВНЕЙ РУСИ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ.
СВ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
В XIII веке русской Церкви пришлось
пережить очень тяжелый период, но она вышла из него еще более
укрепленной и распространила свое влияние далеко на Север и Восток.
В 1237-40 годах Россия была завоевана монгольским племенем татар и
оказалась почти на два с половиной века данницей их ханов. Русские
княжества не могли противостоять азиатским полчищам и были одно за
другим опустошены и покорены. Великий князь Юрий Всеволодович погиб
в 1238 году в битве при реке Сити. Он отличался большим
благочестием, построил Рождественский монастырь около Владимира и
храмы в основанном им Нижнем Новгороде и много сделал для
просвещения края. Обезглавленное тело его было найдено на поле битвы
еп. ростовским Кириллом и погребено во Владимире. Церковь причислила
его к лику святых (память 4 февр.). Погибли от руки татар также
епископ владимирский Митрофан и князь ростовский Василий
Константинович (Василькo). Он был взят в плен раненым, и за отказ
отречься от православия был умерщвлен татарами (память 4 марта).
Киев был осажден ханом Батыем в 1240
году. Духовенство во главе с митрополитом Иосифом заперлось в
Десятинном храме, который был сожжен. Город был настолько разрушен,
что вернувшийся из Царьграда митрополит Кирилл II не мог найти в нем
дома, где поселиться, и во все время своего управления русской
Церковью он скитался по стране, утешая и ободряя свою разбросанную
паству.
Киево-Печерский монастырь был
разграблен. Монахи разошлись по окрестным лесам. Почти все монастыри
и храмы были разрушены или осквернены. Народ скитался или скрывался
в дебрях. Во время татарского погрома Новгород Великий остался в
стороне благодаря своему положению за болотами, но на него в эти же
самые годы напали два сильных врага с Запада. Первым из них был
Орден Меченосцев, обосновавшийся в начале века в Балтийских
провинциях. До татарского нашествия, между ним и русскими соседними
княжествами Кукенойс и Герциг были нормальные отношения, но папа
Григорий IX, мечтавший о подчинении себе России, убедил рыцарей
начать поход против Новгорода. До этого, по призыву того же папы, на
Россию пошли походом шведы под предводительством известного
военачальника Биргера.
В это страшное время явился великий
защитник русского государства и русской Церкви - св. кн. Александр
Невский. Он был племянником убитого на реке Сити вел. кн. Юрия и
княжил в Новгороде. Кн. Александр отличался необыкновенной красотой
и умом. Он был благочестив и справедлив. Много пришлось ему
пострадать от буйства непокорных новгородцев, которые изгоняли его,
но потом вновь призывали, когда приближалась опасность от внешних
врагов.
Шведское войско пошло на русских с
крестами и хоругвями, как против неверных. В год взятия Киева
татарами (1240), накануне решительного сражения, молодому финну
Пелгусию (во крещении Филиппу) было видение свв. князей Бориса и
Глеба, которые спешили на помощь своему сроднику. Св. Александр
Невский, выступая против шведов, отдал себя в руки Божии, получил
благословение от епископа Спиридона и приготовился к сражению
молитвой. Шведы были разбиты на реке Неве 15 июля 1240 года. Кн.
Александр, в память этой победы, получил наименование "Невский".
Через два года на Новгород двинулись
рыцари Меченосцы, но и они были разбиты кн. Александром Невским на
льду Псковского озера. По преданию, кн. Александру и его соратникам
было видение небесного воинства, которое сражалось на небесах. Князь
выступил навстречу немцам и чуди и остановился недалеко от берега на
льду. Рыцари, закованные в тяжелые латы, наступали плотным строем,
но русские их окружили, разбили, многих перебили и взяли в плен.
Битва эта получила название "Ледового побоища".
Своими двумя победами кн. Александр
Невский не только спас северную Русь от покорения ее чужеземцами, но
определил ее дальнейшую судьбу. Новгород не был оторван от других
частей России, и православие в нем было утверждено на будущие века.
Если в отношении западных
завоевателей кн. Александр Невский был непоколебим, то в отношении
татар он считал необходимым вести мирную политику, чтобы не
подвергать страну новым опустошениям. Когда после смерти своего отца
он стал великим князем и был вызван ханом в Орду, он испросил на
поездку благословение митрополита Кирилла и дал обет стоять за
православную веру. В Орде он не поклонился кумирам и. должен был
Совершить далекий путь в Монголию к Великому хану. Когда татары
потребовали от вел. кн. Александра поклонения огню и идолам, он
ответил: "Я христианин и мне не подобает кланяться твари. Я
покланяюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице
славимому, создавшему небо и землю". Но, ходатайствуя за свою землю,
он преклонился пред ханом и добился для Руси разных льгот.
По возвращении на Русь вел. кн.
Александр начал восстанавливать разрушенные храмы и монастыри. Ему
пришлось вести борьбу с западными соседями-литовцами, которые были
язычниками. Благодаря его трудам, христианство проникло в пределы,
населенные литовскими племенами, и там утвердилось русское влияние.
Вызванный вторично в Орду, вел. кн.
Александр на обратном пути умер от изнеможения около Городца, на
Волге в 1263 году, приняв перед кончиной схиму с именем Алексия. По
преданию, во время его погребения произошло чудо: он сам взял
разрешительную грамоту из рук м. Кирилла. Погребен был св. Александр
Невский во Владимире, и при гробе его совершались многочисленные
чудеса.
Александр Невский был признан
Церковью святым и защитником православной веры. Он ее храбро
исповедывал пред язычниками, а в своей борьбе со шведами и немцами
защищал чистоту православия (память 23 ноября).
Когда послы папы Иннокентия IV
приехали на Русь в 1251 году и стали убеждать вел. кн. подчиниться
римскому епископу, ссылаясь на то, что будто бы его отец в Орде
обещал это сделать, он отверг их предложение и сказал, "что
наставлен в Правой вере и от них учения не принимает".
На юго-западе России, наоборот, был
заключен союз с папой. Князь Даниил Галицкий, возвратившись к себе
после татарского погрома, обратился за помощью против татар в Рим и
обещал принять унию. Папа прислал князю Даниилу королевскую корону,
которой тот короновался в 1255 году, но помощь с Запада не пришла и
уния не состоялась.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ТАТАРАМИ
Татары, которые в XIII веке еще не
приняли магометанства и оставались язычниками, были веротерпимы. Они
освободили церкви и духовенство от участия в дани и давали им всякие
привилегии. Все же, даже после установления мирных отношений между
Русью и Ордой, были случаи, когда за отказ поклониться идолам
православные подвергались мучениям и смерти. В1245 году пострадал в
Орде князь Михаил Черниговский и сопровождавший его боярин Феодор.
Кн. Михаил отличался с юности смирением, любовью к ближним и
молитвенными подвигами. Во время татарского разгрома он был в
Венгрии, но по возвращении на Русь был вызван ханом и за отказ
поклониться идолам после долгих мучений был обезглавлен вместе с
боярином Феодором. Мощи их находятся в Архангельском соборе в Москве
(память 20 сент.).
Так как татары брали много пленников
на Руси и заставляли их на себя работать, в Орде вскоре оказалось
много русских, и для обслуживания их в 1261 году была основана
особая Сарская и Подонская епископия. Многие татары крестились, и
один из них, племянник хана Беркая. Петр, поселился в Ростове. По
смерти своей жены христианки он постригся в основанном им монастыре
и за свои подвиги был причислен к лику святых (память 29 июня).
В конце XIII века определилось
перенесение центра церковной жизни на Север, во Владимир. Там
митрополит Кирилл II созвал в 1274 году Собор для устройства
церковной жизни всей митрополии и искоренения различных нестроений в
русской Церкви. Было определено: крещение совершать через
трехкратное погружение, помазывать миром отдельно от масла (елея).
Строгие правила были введены относительно кандидатов на священство и
было установлено, что в диаконы можно поставлять не раньше 25, а в
иереи 30 лет.
Преемник митрополита Кирилла -
Максим, после своего путешествия для получения ярлыка (привилегии)
от хана в Орду, поселился в 1299 году в городе Владимире, чем вызвал
очень большое недовольство на Юге и, в особенности, в Галиче. Князь
Юрий Галицкий попросил тогда у патриарха поставления особого
митрополита, но получил отказ. Его кандидат, игумен Петр, был
поставлен митрополитом всея Руси.
Просвещение Литвы, начатое при св.
кн. Александре Невском, шло очень медленно. Литовцы были упорными
язычниками. В1265 году один из князей. Довмонт, бежал во Псков,
крестился и был избран князем Псковским. Он защищал город от
немецких нападений, вел благочестивую жизнь, посещал больных и
заключенных, построил много храмов. Церковь причислила князя
Довмонта - Тимофея к лику святых (память 20 мая).
|
|