УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ В XIV-XV ВЕКАХ.
СВВ. МИТРОПОЛИТЫ ПЕТР И АЛЕКСИЙ
В начале XIV века митрополитом всея
Руси был поставлен патриархом константинопольским Афанасием, не
грек, а русский, уроженец Волыни, игумен Спасского монастыря Петр.
Он ушел 12-ти лет из родительского дома и провел многие годы в
подвигах и молитве. Он был искусным иконописцем, и две иконы Божией
Матери его письма прославились потом чудесами.
Св. Петр был известен далеко за
пределами Волыни, и к нему обращались за советом и благословением
многие князья. В 1308 году он был поставлен в Константинополе
митрополитом и в следующем же году поселился во Владимире, хотя
продолжал именоваться Киевским и всея Руси. За свои 18 лет
управления он сделал очень много для устройства церковной жизни,
строил храмы, посещал самые отдаленные части метрополии и примирял
враждующих князей.
В годы его правления в жизни русской
Церкви произошло два знаменательных события. В 1313 году хан Узбек
принял магометанство, и все подчиненные ему татарские племена
последовали за своим повелителем. Положение христиан сильно
ухудшилось, так как мусульмане были более нетерпимы, чем язычники.
Тогда митрополит Петр поехал в Орду
л не только получил ярлык от нового хана, но добился для Церкви еще
новых привилегий. Все духовенство и население, живущее на церковных
и монастырских землях, было изъято из ведения светского суда.
В 1325 году, в виду роста Москвы,
митрополит Петр, в правление вел. кн. Ивана Калиты. предвидя великое
значение этого города, перенес туда митрополичью кафедру и заложил
там кафедральный Успенский Собор, который стал главной святыней
будущего Московского Великого Княжества.
Св. Петр был вскоре после смерти
прославлен, и его мощи были открыты в 1389 году. При них приносили
впоследствии присягу князья, и совершалось избрание русских
митрополитов (память 21 декабря)
При преемнике св. Петра, митрополите
Феогносте, усилились междоусобицы между князьями и нелады с Литвой и
западнорусскими князьями. После многих трудностей и испытаний.
митрополиту удалось примирить враждующих и получить в Орде
подтверждение церковных привилегий.
После смерти митрополита Феогноста,
на митрополичью кафедру был избран епископ владимирский Алексий,
происходивший из знатного и богатого рода бояр Плещеевых, Его
восприемником при крещении был вел. кв. Иван Калига, и он был очень
близок к семье московских князей. Он постригся 20 лет и вскоре был
назначен управляющим делами митрополии.
В 1354 году епископ Алексия
отправился в Константинополь за посвящением, но патриарх поставил
его в митрополиты только при условии, что впредь митрополиты всея
Руси будут из греков. Пребывание его в Москве должно было быть
только временным, и кафедра оставалась за Киевом. В следующем же
году в Константинополь прибыл кандидат, присланный вел. кн.
Литовским Ольгердом, по имени Роман. Он тоже был поставлен
митрополитом для Литвы, и в русской Церкви началось семилетнее
смятение. И митрополит Алексий, и митрополит Роман не желали
признавать себя возглавителями только части русской Церкви и
присылали всюду своих представителей. Тверское великое княжество
признало митр. Романа, чем еще усилило смуту, кончившуюся только
смертью последнего в 1362 году.
Св. Алексий был человеком очень
решительного и властного характера и, когда остался единственным
митрополитом на всей Руси, принял на себя бремя умиротворения
страны. Вел. кн. Симеон (сын Ивана Калиты), умирая завещал слушаться
митрополита Алексия во всем. Большим почетом митрополит Алексий
пользовался и у татарских ханов, особенно после того, как по его
молитвам исцелилась от слепоты жена хана Тайдула. Он несколько раз
ездил в Орду и отвращал от Руси ханский гнев.
Во время малолетства московского
вел. кн. Димитрия Ивановича, св. Алексий правил государством. Ему
приходилось часто вступать в споры между князьями и иногда налагать
прощения на тех из них, которые не исполняли своих обещаний. Ему
помогал в деле миротворства великий игумен Радонежский, преп.
Сергий, которого он хотел поставить себе в преемники.
В конце правления митрополита
Алексия произошла новые смуты на юго-западе Руси. По настоянию
короля польского Казимира, патриарх Филофей поставил особого
митрополита, по имени Антония, для Галицкого княжества. Вел. кн.
литовский Ольгерд со своей стороны добился поставления третьего
митрополита, серба Киприана, для Киева, Твери и Смоленска. На Руси
оказалось три митрополита. Разделение продолжалось до 1389 года,
когда во главе всей русской Церкви стал митрополит Киприан (память
16 сентября). Св Алексий скончался в 1378 году и был погребен в
основанном им в Кремле Чудовом монастыре. Мощи его были перенесены
после второй войны в московский патриарший собор (память 12 февр.).
При митрополите Киприане в русской
Церкви воцарился мир. Литва была в союзе с Москвой и не требовала
особого митрополита. После поражения татар в 1380 году на Куликовом
поле вел. кн. Димитрием Донским, власть вел. князей московских
усилилась, и Москва стала тем центром, к которому стремилось все
русское население и вокруг которого постепенно стали объединяться
все северо-восточные княжества. При митр. Киприане, который был
строгим блюстителем благочестия, были проведены необходимые реформы
церковной жизни и богослужения.
Отношения с татарской ордой были в
течение всего века, несмотря на отдельные опустошительные набеги,
благоприятными для Церкви. Если и бывали отдельные случаи
мученичества, то они происходили главным образом от постоянных
взаимных доносов князей друг на друга. В 1318 Году пострадал в Орде
св. страстотерпец вел. кн. Михаил Тверской. Его оклеветал перед
ханом кн. Юрий Данилович Московский. Вел. кн. Михаил принял
мученический венец с великим смирением, как и его предки, князья
Борис и Глеб. Его подвергли всевозможным пыткам, умертвили и бросили
его тело на съедение хищникам. Но звери не коснулись тела, и оно
было перевезено в Тверь и положено в кафедральном соборе (память 22
ноября).
Особым благочестием отличалась св.
Анна Кашинская, жена кн. Михаила Тверского. Она основала Успенский
женский монастырь в Твери и почила в глубокой старости (память 2
окт.).
В 1347 году в Вильне от литовских
язычников пострадали три брата: Антоний, Иоанн и Евстафий, которые
вели подвижническую жизнь, но были оклеветаны пред вел. кн.
Ольрердом жрецами. Их мощи покоятся в Свято-Духовом монастыре
(память 14 апреля).
В XIV веке в русской Церкви
появилось в Пскове еретическое учение, получившее название
"стригольников", по профессии одного их основателей, Карпа,
занимавшегося стрижкой шерсти. Они отвергали иерархию и таинства,
право учительства признавали за мирянами и считали всякие обряды,
излишними. Они веля строгую постническую жизнь, и учение
стригольников распространилось по всей псковской и новгородской
области. С ним боролась Церковь, власти и сам народ. В начале XV
века ересь начала слабеть и, затем исчезла.
|