|
МОНАШЕСТВО В XIV-XV ВЕКАХ. ПРЕП.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
В XIV веке православное русское
монашество пережило период необыкновенного расцвета, благодаря
трудам великого святого земли русской, преподобного Сергия, игумена
Радонежского.
Преп. Сергий, в миру Варфоломей,
происходил из боярской семьи. Его родители были принуждены покинуть
пределы ростовского княжества и поселились недалеко от города
Радонежа. Родился св. Сергий около 1314 года. Родители отдали его
учиться грамоте, но учение не давалось отроку и он очень об этом
скорбел. Однажды, когда он был в поле и искал потерянных коней, он
увидел у большого дуба старца монаха, который горячо молился. Отрок
рассказал ему о своих неудачах. После совместной молитвы старец дал
Варфоломею часть просфоры и сказал: "дается тебе во знамение
благодати Божией и в разумение св. Писания".
С этого времени отрок начал хорошо
учиться и стал много и усердно читать Священное Писание. После
смерти родителей, которые перед кончиной приняли монашество,
Варфоломей роздал имущество и поселился со своих старшим братом
Стефаном- в 10 верстах от Радонежа в лесу. Братья в 1334 году сами
построили себе маленькую келию и церковь во имя Св. Троицы. Стефан
не смог долго выдержать суровой отшельнической жизни и удалился в
один из московских монастырей, а преп. Сергии остался один в глуши.
Он проводил время в подвигах и молитве и в совершенном одиночестве.
Кроме диких зверей никто не приходил в его маленькую обитель. Один
раз к нему пришел медведь, которого он накормил хлебом, и тот стал
потом постоянным его посетителем. Через два года, прослышав о жизни
преп. Сергия, к нему ехали собираться иноки, чтобы проводить жизнь
под его руководством. Из чудесного видения множества слетавшихся
птиц преподобный узнал о том, что скоро его обитель станет большим
монашеским центром. В 1364 году преп. Сергий был избран игуменом
образовавшегося вокруг его келии монастыря. Но, будучи игуменом, он
подавал пример смирения и трудолюбия, работал как простой монах,
часто исполнял работу за других и привлекал любовью и необыкновенной
кротостью. Ночью он обходил монастырь и наблюдал, чтобы все было
благочинно, и чтобы монахи исполняли возложенные на них послушания.
В первые годы бедность обители была
такая, что приходилось совершать богослужения при свете лучины, ризы
были из грубого холста, а чаша из дерева.
Св. Сергий был не только великим
молитвенником, но и миротворцем. К нему часто обращались за решением
споров, и ему приходилось мирить князей, иногда обличая непокорных.
В своей обители св. Сергий ввел общежительный устав по примеру св.
Феодосия Печерского. Все у братии было общее, С умножением братии
начали поступать дары от благочестивых людей, но преп. Сергий
раздавал деньги нищим и бедным, уповая, что Господь всегда в нужде
поможет его монастырю. Однажды, когда в обители не было муки и
братия начала роптать, приехал целый обоз хлеба, и преподобный смог
не только накормить свою братию, но и окрестных крестьян.
На деньги, которые он получал от
князей и бояр, преп. Сергий построил новый храм и открыл при своем
монастыре странноприимный дом, в котором могли питаться все
приходящие.
Митрополит Алексий хотел поставить
св. Сергия себе преемником на митрополию, но преподобный отказался
из смирения и остался до конца своей жизни игуменом. Еще при жизни
св. Сергий получил от Бога дар целения и прозорливости, а перед
кончиной ему и его ученику Михею было чудесное явление Божией Матери
с апостолами Петром и Иоанном. Предуведомленный свыше о своей
смерти, преп. Сергий мирно скончался 25 сентября 1392 года. Мощи его
были обретены нетленными через 20 лет (память 5 июля и 25
сентября).
Значение преподобного Сергия для
русской Церкви и для России исключительно велико. Он воспитал много
учеников, которые после его смерти разошлись по всему государству и
основали многочисленные обители. Он благословил вел. кн. Димитрия
Ивановича на борьбу с татарами и дал ему двух иноков - Пересвета и
Ослябя для участия в Куликовской битве (1380). Преп. Сергий был
духовным воспитателем русского народа, и его Лавра в течение веков
была главным центром духовного просвещения на севере Руси.
Кроме монастыря преп. Сергия, в ХIV
веке были устроены многочисленные обители во всей стране, но почти
все они имели своими основателями учеников или собеседников
преподобного. В них, по примеру Сергиевой Лавры, был введен
общежительный устав. Преемником cв. Сергия во главе его монастыря
был преп. Никон, много потрудившийся над благосостоянием обители
(память 17 ноября).
Из северных монастырей особое
значение имел Валаамский, построенный на Ладожском озере иноками
Сергием и Германом, который стал центром просвещения окрестных корел
(память преподобных 28 июня).
На близлежащем острове Коневце преп.
Арсений основал обитель и крестил живших на нем язычников. На
Онежском озере был основан преп. Лазарем Мурманским монастырь. Он
исцелил вождя лопарей и многих из них крестил.
Из учеников преп. Сергия - Дионисий
основал Глушицкий монастырь в Вологодских пределах, а преп.
Димитрий- монастырь Прилуцкий. В1389 году был основан на Белом озере
иноком Кириллом (память 9 июля) знаменитый Кирилло-Белозерский
монастырь, иноки которого в свою очередь основали много монастырей.
На Севере подвизались также преп (Сергий Нуромский и преп. Павел
Обнорский.
Среди святых, прославившихся
подвигом юродства во Христе, надо назвать - преп. Михаила Клопского.
преп. Прокопия Устюжского и преп. Николая Новгородского. Преп.
Прокопий был богатым немецким купцом, торговавшим с Новгородом.
Плененный красотой православных служб и набожностью русского народа,
он решил остаться на Руси, присоединился к православной вере и
поступил иноком в монастырь преп. Варлаама Хутынского, около
Новгорода. Потом он удалился в город Усть-Юг и избрал себе подвиг
юродства. Он проводил дни и ночи на паперти собора, терпя стужу и
лишения. Он никогда не брал милостыни от богатых и питался
подаяниями бедных. Получив от Бога дар прозорливости, преп. Прокопий
наставлял людей на путь спасения. Благодаря ему многие зыряне
крестились. Однажды на церковной паперти он поклонился в ноги
3-летней девочке, говоря: "вот идет мать великого Стефана,
просветителя зырян". Скончался он в 1303 г. (память 8 июля).
Преп. Николай (Кочанов) происходил
из Новгорода и вел благочестивую жизнь. Услышав однажды похвалы
своей добродетели, он принял на себя подвиг юродства. Вместе с преп.
Феодором юродивым он обличал народ в неурядицах и призывал
новгородцев к миру (память 28 июля).
В XV веке было основано в России
много монастырей, самыми знаменитыми из них были те, благодаря
которым христианство проникло далеко на Север. Они стали там
крупными очагами духовного просвещения.
В 1429 году на Соловецких островах
на Белом море поселились иноки Герман и Савватий, которые проводили
жизнь в суровых подвигах и молитве. Через шесть лет св. Савватий
вернулся на материк и мирно скончался (память 26 сент.), а вместо
него отправился инок Зосима, по происхождению новгородец, который по
смерти родителей роздал свое имущество бедным и пошел искать
уединения на Север. Встретив на реке Суми пр. Германа и узнав от
него о Соловецком острове, он решил переселиться туда, и вскоре
вокруг него собралось много отшельников, желавших подвизаться под
его руководством. Свв. Зосима и Герман построили храм Преображения
Господня, и Зосима стал первым игуменом вновь построенного
монастыря. Он сделал очень много для обители, добился для нее разных
льгот от властей, был отцом для многочисленной братии и привлек в
стены монастыря многих паломников. Соловецкий монастырь уже с
середины XV века стал главным духовным и просветительным центром
далекого Севера.
Преп. Зосима скончался в 1478 году
(память 17 апреля), а преп. Герман в том же году в Новгорода, куда
он ездил по делам обители (память 30 июля).
Особую роль в деле распространения
монашества на Севере и основания там монастырей играл Новгород
Великий. Из его стен вышло большинство проповедников Христовой веры
и просветителей дальних окраин государства. Из них надо упомянуть
преп. Александра Свирского бывшего долгие годы иноком на Валааме. Он
основал монастырь на реке Свири, который имел очень большое
просветительное значение для края (память 30 августа).
Из основателей монастырей в центре
России наиболее прославился в XV веке преп. Макарий Колязинский
(1400-83), происходивший из рода бояр Кожиных. После смерти жены и
родителей он с другими иноками основал монастырь на берегу Волги и
стал его первым Игуменом. Св. Макарий был великий подвижник,
отличавшийся необыкновенным смирением и простотой, ходил всегда в
заплатанной одежде и исполнял в монастыре самые тяжелые работы
(память 17 марта).
Другим иноком, имевшим большое
влияние далеко за пределами своей обители, был преп. Пафнутий
Боровский, по происхождению татарин. Он был советником и наставником
не только многочисленных иноков, но и мирян, и его обитель в
Калужской губернии была центром, куда стекались все жаждавшие
утешения. Во время голода он кормил все окрестное население (память
1 мая).
В XV веке прославился своими
подвигами преп. Исидор Христа ради юродивый, ростовский чудотворец.
Он был богатым немцем, исходил многие страны и решил остаться в
Ростове, где принял православие. Он поселился в шалаше, терпел холод
и голод, днем юродствовал, а ночи проводил в молитве. Он обладал
даром прозрения (память 14 мая).
|
|