|
РУССКИЕ МИТРОПОЛИТЫ XV-XVI.
СВВ. МИТРОПОЛИТЫ ИОНА, МАКАРИЙ И
ФИЛИПП
Вначале
XVI
века в идеологии московских вел. князей произошел резкий переворот,
нарушивший традиционные отношения между Церковью и государством и
вызвавший ряд тяжелых столкновений между светской и духовной
властью.
Вел. князь Василий
III (1505-30),
сын греческой царевны Зои-Софьи Палеолог, воспринял с детства
византийский идеал царской власти, который шел в разрез с русской
исторической традицией, когда великие князья советовались обо
всем с «Землею» (духовенством и боярами). Он стал править без
«согласия советников», самовластно, и начал вмешиваться в церковные
дела, не считаясь с церковными канонами. Его преемник, царь Иоанн
Грозный, утверждал, что он ответственен перед Богом не только за
жизнь, но и за души своих подданных.
В самом начале
XVI
века в московской митрополии боролись два церковных течения. Одно
поддерживало вел. князя в его укрепления самодержавия и полноты
власти и возглавлялось преп. Иосифом Валоцким и его учениками. В
церковном отношении оно ограничивало свои интересы московской
митрополией. Второе, во главе которого стоял преп. Нил Сорский, а
впоследствии преп. Максим Грек, ратовало за вселенскость православия
и независимость Церкви. Оно полагало, что Россия должна быть
защитницей православных во воем мире и не ограничивать своих
церковных интересов московским царством. Нил Сорский и его ближайший
помощник, инок Вассиан Патрикеев, боролись против вмешательства
светской власти в церковные дела.
На соборе 1503 года,
на котором присутствовали преп. Иосиф и преп. Нил, были приняты меры
к упорядочению церковной жизни и поставлен вопрос о церковных
владениях. Собор решил его согласно с мнением преп. Иосифа и
сохранил за монастырями их земли.
В следующем году, в
Москве собрался третий собор против жидовствующих. Несмотря на
призыв преп. Нила к милосердию, собор вынес очень суровые
постановления против еретиков, многие из которых были казнены.
Одних из идеологов
главенства Москвы и ее преемства от Византии был псковской
наместник, дьяк Михаил Мунехин, очень образованный человек, бывший
послом в Египте и много путешествовавший. Он привез в 1512 году в
Москву Хронограф (изложение исторических событий с самых
давних времен). Автором этого изложения был инок Спасо-Елизерова
монастыря, Филофей, который в начало царствования Иоанна Грозного
более подробно развил свои мысли в «Послании к царю и вел. кн.
Иоанну Васильевичу.
Идея преемственности
царской власти из Византии возникла сразу после падения Царьграда,
но касалась Православного Царства, которое должно было стать
защитником православных на всем Востоке. По мнению Филофея,
наоборот, Московское Царство, — третий единственное государство,
оставшееся православным, так как Византия, так же, как и древний
Рим, отпала от православия. Оно должно охранять свое православие,
как два Рима начале, а 4-ому Риму не бывать. Вселенская идея
защиты всего православного мира подменялась национальным
замыканием в московском правовернии.
Отношения между
Церковью и государством нарушились уже в 1521 г. Митрополит Варлаам,
не понравившийся вел. кн. Василию Ш, был низложен и заточен в
монастырь. На его место, не собирая собора епископов, князь поставил
игумена Волоколамского монастыря, Даниила, последователя идей преп.
Иосифа и вполне послушного княжеской воле.
В деле развода вел.
князя с Соломонией Сабуровой, митрополит встал на сторону Василия Ш,
постриг насильно царицу и благословил его брак с Еленой Глинской.
Возвысил свой голос против такого нарушения церковных правил только
преп. Максим Грек, сторонник преп. Нила.
ПРЕП. МАКСИМ ГРЕК И
ЕГО ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1518 году прибыл в
Москву, по приглашению вел. ки, Василия Ш, знаменитый на Востоке
ревнитель православия и ученый Максим Грек, влияние которого в
Россиив течение почти двух веков было очень велико.
Он родился в 1480 году
в Арте (Греция) и получил блестящее образование в Италии, в Венеции,
Падуе, Ферраре, Болонье и Флоренции, у самых знаменитых ученых того
времени. Он сблизился с доминиканским монахом Саванароллой, а после
его сожжения покинул Италию (1504), переселился на св. Гору Афон и
стал ближайшим советником константинопольских патриархов. В 1518
году он прибыл в Москву по настоянию инока Вассиана и стал во главе
переводчиков Св. Писания и богослужебных книг. В Москве он написал
свои догматические, филологические и исторические труды, боролся с
невежеством, суевериями и увлечением апокрифами и ратовал за
восстановление добрых отношений между константинопольским
патриархатом и московской митрополией.
Вокруг него
сгруппировались все, кто искал истинного просвещения, и он вызвал в
московском культурном классе большое умственное движение. Его
непосредственными учениками были игумен Сергиевской Лавры Артемий и
кн. Курбский. Максим Грек оказал также сильное влияние на
митрополита Макария, свящ. Сильвестра и Адашева.
В 1525 году преп.
Максим осудил развод вел. князя и по интригам врагов был сослан в
Волоколамский монастырь. В 1531 году, после пристрастного процесса,
его перевели в Отрочь монастырь, где он провел в очень тяжелых
условиях много лет. Только в 1551 году ему было разрешено поселиться
в Сергиевской Лавре. Там он прожил в почете 5 последних лет своей
жизни.
Одновременно с Максим
Греком, собором 1525 г. был осужден другой деятель просвещения, инок
Вассиан, из древнего рода князей Патрикеевых, ученик преп. Нила
Сорского, который боролся с вмешательством государства в церковные
дела и требовал реформ в жизни и нравах духовенства, попавшего
целиком в подчинение светским властям.
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ И
ЕГО ДЕЛО
В царствование Василия
Ш и в правление во время малолетства Иоанна
IV
его матери Елены Глинской, отношения между Церковью и государством
были нененормальными. От этого страдало в первую очередь духовное
просвещение. Только благодаря авторитету и исключительной энергии
избранного в 1542 году в митрополиты архиепископа новгородского
Макария, Церковь вновь заняла в государстве подобающее ей место, и
церковное просвещение нашло себе защитника.
Уже в Новгороде арх.
Макарий окружил себя образованными сотрудниками и начал свою
просветительную деятельность, которая была продолжением работы преп.
Максима Грека. Были составлены 12 томов житий святых (Четьи Минея),
Историческая Энциклопедия, украшенная богато исполненными
миниатюрами (Титулярник) и Степенная книга (Сборник, прославлявший
благочестие царей и цариц). По переезде в Москву он продолжал свою
работу, благотворно влиял на молодого царя Ивана
IV,
выбрал для него достойных помощников н руководителей в лице
новгородского священника Сильвестра и Адашева, в начал подготовку
собора, чтобы провести необходимые реформы церковной жизни.
Для этого он созвал в
Москве в 1647 и в 1549 годах соборы для канонизации русских святых,
так как многие из них были прославлены местно, другие почитались,
без того, чтобы Церковь признала их святость. Были пересмотрены все
прославления святых, от св. Ольги и Бориса и Глеба в начале
XI
века до последних времен. На этом соборе впервые, благодаря
митрополиту Макарию, было положено основание правильной канонизации.
В 1550 году царь Иоанн
IV
собрал в Москве земский собор для решения государственных дел. После
него собрался в 1551 г. собор для устройства церковных дел, который
по его актам, содержащим сто глав, называется Стоглавым. Все его
постановления очень консервативны. Он не произвел никаких
решительных перемен в церковном строе, а наоборот стремился к
восстановлению древних обычаев. Из полезных мероприятий собора 1551
года надо отметить — правила против распущенности нравов части
духовенства, определения относительно управления епархиями и
учреждение «поповских старост» — благочинных.
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ
СМЕРТИ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ. МИТР. ФИЛИПП
Митрополит Макарий
умер в 1563 году, но уже раньше, особенно после смерти царицы
Анастасии (Романовой) в 1560 г., отношение царя Иоанна к своим
советникам резко изменилось. На процессе свящ. Сильвестра и Адашева,
обвинявшихся в измене, только митр. Макарий выступил в их защиту и
требовал, чтобы их вызвали на суд. Игумен Сергиевской Лавры, Артемий,
был осужден за свое слишком снисходительное отношение к еретикам и
бежал в Литву. Преемник Макария, митрополит Афанасий, бывший до
этого царским духовником, после учреждения опричнины ушел на покой,
и царь самолично вызвал на митрополию св. Германа, просветителя
Казани, но за обличение опричнины изгнал его. В 1566 году царь
пригласил на митрополичью кафедру игумена Соловецкого монастыря
Филиппа, строгого подвижника, происходившего из древнего рода бояр
Колычевых. Св. Филипп с самого начала стал обличать царя в
жестокостях и распутстве и осуждать опричников. В 1568 году, видя,
что все частные обличения не помогают, св. Филипп в Успенском
соборе, в присутствии всего народа, обличил царя и отказался дать
ему благословение. «Убойся суда Божия, сказал он, мы здесь приносим
Богу бескровную жертву, а за алтарем льется кровь неповинная. Я
пришлец на земли и готов пострадать за Истину. Где же моя вера, если
я умолкну».
Царь созвал лжесобор
из трех епископов, низверг св. Филиппа с митрополичьей кафедры и
лишил его сана. Опричники ворвались в собор, когда святитель Филипп
совершал литургию, сорвали с него облачения и увезли в цепях в
тюрьму, а потом в тверской Отрочь монастырь. Год спустя, Иоанн
Грозный, проезжая мимо монастыря, послал опричника Малюту Скуратова
за благословением к св. Филиппу и, когда тот отказал, Малюта задушил
его. Церковь причислила митр. Филиппа к лику святых и признала его
священномучеником (память 9 января).
Даже после смерти
Иоанна
IV,
отношения между Церковью и государством не сразу исправились. Хотя
царь Федор Иоаннович был благочестив и кроток, Борис Годунов настоял
на низвержении митрополита Дионисия, как приверженца кн. Шуйских.
|
|